Доброго всем времени. Извините, не сдержался и влезаю в чужой разговор. Давно читаю сайт и заметил, что (как впрочем и везде) есть много людей, встречающих любую идею в штыки, причем часто безосновательно.
zavjal предложил верную идею, може быть, не до конца понимая ее смысл и конечный эффект резонатора (без обид). А ему что-то отвечают про звон.
Попробую изложить свою точку зрения. В данном случае речь идет не о чудесах, а о КОЭФФИЦИЕНТЕ НАПОЛНЕНИЯ цилиндра, те сколько воздуха попадает в него за цикл впуска в массовом выражении. На безнаддувном моторе впуск происходит за счет атмосферного давления, те это есть всасывание. На пути в цилиндр у воздуха есть всякие препятствия:
а) клапан;
б) карбюратор с возд фильтром;
в) впускной коллектор с шероховатыми стенками;
и т.п.
За счет сопротивления на впуске к моменту закрытия впускного клапана давление воздуха в цилиндре в основном так и не успевает подняться до атмосферного.
Кроме того, воздух нагревается от гоячих деталей цилиндра и его объем увеличивается, а удельный вес уменьшается.
Все это приводит к тому, что теоретическая и фактическая массы заряда воздуха в цилиндре разные (фактическая меньше). Отношение фактической массы воздуха к теоретической и есть коэффициент наполнения.
Далее. В 4-тактном моторе существует такое понятие как перекрытие клапанов, те когда впускной и выпускной клапана открыты одновременно. Впускной клапан открывается до ВМТ, а выпускной закрывается после. Перекрытие может достигать значительной величины. Для чего?
Газ, как ни странно, тоже имеет массу. Когда выхлопные газы выходят из цилиндра под давлением, то двигаясь с высокой скоростью по выпускному каналу, они создают ПОРШНЕВОЙ ЭФФЕКТ, создавая некое разрежение в цилиндре и улучшая его очистку. Происходит ПРОДУВКА.
Теперь к резонатору Гельмгольца. Воздух при впуске движется по впускному коллектору с приличной скоростью и обладает (как упоминалось ранее) при этом массой. При закрытии впускного клапана он вынужден остановиться, и вот тут-то вступает в действие ресивер. Несмотря на то, что масса и инерция воздуха ничтожны, он продолжает двигаться уже в ресивер и давление там на какую-то долю мгновения может вырасти. Величины времени и давления конечно ничтожны, больше это напоминает как раз звуковую волну. Если правильно рассчитать частоту (подобрать опытным путем), то эта волна на обратном пути как раз придет к впускному клапану в момент открытия и улучшит нам наполнение цилиндра.
Лучшее наполнение улучшает индикаторный КПД и КПД мотора в целом.
Извините за речугу. Я тут новичок, может так сразу нельзя. Но звон тоже слышал.