Pineganin пишет:Очень многие думают так же, но только сравнение плотности снега, может сказать им, правы они в своих ожиданиях, или заблуждаются.
Плотность снега - это всего лишь физический показатель. Описать состояние снега только с помощью плотности невозможно. Кроме этого нужно учитывать не только физические показатели, но и именение структуры снега по высоте. Что касается снега в Сиве, то даже старожилы отмечают, что такого тяжелого ( в плане проходимости) снега уже давно не было. Я считаю большим успехом, что нам с Айратом представилась такая возможность прочувствовать Сивинский снег в эти дни. Приедь мы двумя днями раньше, или позже картина была бы совершенно другая.
А теперь, когда в моей голове вся информация более-менее упорядочилась, я хочу описать снег в Сиве в дни мероприятия. Мы приехали в Сиву 22-го, была оттепель и постоянно хлопьями шел снег. Температура 0...-2. Эта оттепель "прижала" верхний слой снега на глубину примерно 5...7 см. Настом назвать этот слой снега у меня язык не повернется, это просто уплотненный слой без корочки.Сверху свежее пухлое одеяло падающего снега. Надо сказать, что снег не прекращался в Сиве все три дня, которые мы там были. Под уплотненным слоем сыпучий снег, похожий на сухой речной песок. Эта субстанция самая противная для любой снегоходной техники, т.к. она очень слабо уплотняется и имеет очень низкую несущую способность. Не помню где, но я читал, что в такой субстанции для того чтобы достаточно уплотнить снег для приемлемого движения, длина 500-ой гусеницы должна быть около 3 м, а вес снегохода должен быть таким, чтобы обеспечить давление на снег не более 200 кг/м2 (20г/см2). Этот принцип полностью соблюдается на уникальном полноприводном Проходимце, что подтверждается его вездепролазностью. Обеспечить такое на наших толкачах скорее всего нереально. Поэтому имею личное мнение, что любой толкач этого форума на стандартной 500-ой гусенице Райда (включая расшитые без лыжи-уплотнителя внутри гусянки) на покатушках в Сиве 22-23-го числа ждала бы такая же участь, что и у Гаджета. Про толкачи с гусеницами Лонг и Суперлонг я говорить не буду, т.к. никогда такие не строил, поэтому выражать своё мнение не могу.
Почему же шли мотособаки. Здесь ответ на поверхности. Например собака Валерия на стандартной гусе Райда всеом всего 70 кг отлично шла по полю в целое в паре с корытом шириной 40 см и длиной около 1,4 м. Если прикинуть давление на снег, создаваемое собакой , то получится около 140 кг на м2 (14г/см2). Давление, создаваемое корытом, было примерно сопоставимо, а сопротивления от узкого корыта практически никакого. С таким давлением мотособака Валеры просто не была способна промять уплотненный слой снега (о нем я писал выше). Кстати по его следу не могла ехать ни одна техника в этом пробеге и даже сам Валера отмечал, что ему проще ехать в целое, чем по своему свежему следу (глубина следа после мотособаки Валеры была около7...10 см)
Поморы ехали в целое не так уверенно, часто зарывались, но их наездники вовремя выскакивали из корыта, или мастерски отталкивались ногой. Я пробовал, у меня так ездить не получается. Вес Помора около 100 кг, давление на снег около 200 кг/м2. Поморы ехали на границе проламывания уплотненного слоя.
Почему тонули и вязли толкачи? Вроде бы корыто, несколько промяв снег, должно его уплотнить, а следом идущий букс должен уже оттолкнуться от промятого снега. В Казани и окрестностях именно всё так и происходит. Почему в Сиве всё по-другому. Я искал ответы на этот вопрос и у меня выстроилась следующая картина. Буду говорить только на примере Гаджета. Букс гаджета весит 110 кг, на него ещё приходит часть моего веса около 30 кг. Таким образом давление на снег от букса около 260 кг/м2. Этого оказалось достаточно, чтобы проломить уплотненный слой и докопаться до сыпучей субстанции, оттолкнуться от которой Райдовская гуся была не в состоянии и попросту закапывалась. А что же корыто? Давление от корыта на Гаджете составляет около 170 кг/м2, оно не могло продавить плотный слой и попросту шло по верху.
24-го числа в Сиву пришли морозы. Перед тем, как разобрать Гаджеты в дорогу, я решил ещё раз проехать на Гаджете в целое с целью проверки фиксации дышла. Со свободным дышлом Гаджет шел по уплотненному морозом снегу удовлетворительно, с зафиксированным дышлом гораздо хуже, часто просаживался кормой и отъехать назад, используя реверс было невозможно, о чем я писал выше.
Вот такой анализ содеяного сложился в моей голове. В Сиве я был в состоянии шока и что-то анализировать мне было просто не под силу. Возможно я что-то упустил, но уверяю Вас, уважаемые друзья, что писать о сверхпроходимости своего изделия в любом снегу - это легко (убедился на своем примере), а вот прочувствовать проходимость в настоящих боевых условиях с выездом в другой регион - это совсем другое.