Ехали как то с охоты и обсуждали покупку снегохода, один из нас рыбак рассказал, что пользовался такой штукой как мотособака. Прав не надо, в багажник помещается и едет неплохо. Решили попробовать.
Теперь встал вопрос, какую купить? Мотособак у нас производит десяток компаний, все в чем то хороши, но в основном разница в заднем или переднем расположении мотора. Я решил что надо брать передний так как очевидно что для моих лесных дел, через бревна переваливаться, такая конструкция лучше и по отзывам все советовали именно переднее расположением мотора. Дальше было проще, из всех современных производителей только Помор собирался по лицензии изобретателя. Я выбрал Помор это компания внучки Фомичева который с 1974 года тестировал разные конструкции буксировщика и потом получил патент на буксировщик, соответственно все остальные это копии, возможно лучшие чем оригинал, а возможно и нет. Я рассуждал просто, внучка имя деда не посрамит, да и остальных мотобуксировщиков в наличии не было.
Был выбран вариант с Хондой 13 л.с.. Чудо пришло с парой саней и показалось намного больше заявленных габаритов. Большой, железный, никакого пластика. Первые испытания показали, что проходимости этой собаке не отбавлять. Мы рубились по просекам с нагрузкой в 300 кг, сначала чистили просеку, а потом просто прыгали через стволы. Снега было еще совсем не много и собаку сильно кидало в колеях. Выводило из себя то что при каждом наклоне налево собака глохла. Я думал, что это особенность карбюратора, но все оказалось намного проще. Двигатель Хонда зачастую работает в стационарных условиях и у него сделана защита от дурака, при снижении уровня масла датчик отключает искру. Для мотособаки неизбежна работа под наклоном непродолжительное время и фишку с датчика необходимо скинуть и просто иногда проверять уровень масла. В первый выходной мы сожгли 2 бака бензина. Скорость по буранке втроем была около 22 км, по полям разная, но нигде, нигде собака не застревала. По результатам выходного выявились следующие минусы: глохнет от наклона, ручка газа просто отвратительна не обеспечивает полного открытия заслонки, а так же не применима в лесу, так как при движении по пересеченке инстинктивно сжимаешь ее и собака бросается вперед, когда хотеться идти предельно медленно.
По возвращении заменил ручку газа, сделал отвод выхлопа чтобы не бил в лицо, отключил датчик масла, заменил фаркоп на тайговский так как родной рым болт оторвался на просеке и продолжил эксплуатацию. Затраты на все составили 50 отвод+1000 фаркоп + 400 новая ручка газа от тайги см фото. Все это прекрасно работает и должно устанавливаться прямо с завода. Далее в такой конфигурации собака съела около 80 литров топлива, в очень жестких условиях без каких либо проблем.
Далее, я начал подумывать над тем как сделать ее быстрее, сначала рассчитал теоретически как быстро должна бегать собака. Для точки отсчета взял паспортные данные бурана и получил следующую таблицу.
буран рмз 640 хонда 11/24 хонда 11/32
колен вал об\мин 5200 3600 3600
трансмиссия 2,26 2,18 2,91
скорость км\ч 60 43 32
скорость вр вед вала об\мин 2301 1650 1237,5 550 412,5
факт расстояние проходимое за один оборот ведущего вала м. 0,434615
Итого, если я все правильно посчитал, моя собака должна бегать как минимум 32 км\ч, а она бегает всего 22 км\ч! Видимо дело в работе вариатора рассчитанного на работу на 5200 об\мин, нужно как то утяжелить грузики в центробежном регуляторе подумал я, и уже было взялся за инструмент но предварительно черканул на завод, внучке, мол так и так внучка, дед ваш хорошую штуку придумал, а вы мелочами идею портите. Попросил мне прислать адаптированный вариатор и компенсировать оторванный фаркоп. Какого же было мое удивление, когда мне через 3 минуты перезвонили! Но к сожалению, вместо решения проблемы сказали что это, не наша проблема, а проблема завода изготовителя в Рыбинске. На мой ркомментарий о том что меня не должно интересовать где сделан Помор, если это Помор, я ответа не получил. Менее чем через неделю мне перезвонил Сергей сотрудник завода в Рыбинске и с поразительной оперативностью экпресс доставкой он выслал мне новый ведущий диск вариатора, а деньги потраченные на фаркоп бросил на карту сбера. Как итог, производитель в Архангельске просто перевел стрелки, а завод в Рыбинске решил проблему клиента на уровне лучших европейских практик. Спасибо огромное!
В эти выходные я установил новый ведущий диск с утяжеленными грузиками, адаптированный под мотособаку, и на тестовой прямой в 150 метров, на буранке показал скорость в 32 км\ч, ровно столько сколько я рассчитал, далее на ровной дороге удавалось развивать и 34 км\ч, но стабильная скорость была 32 км\ч. По целине, мокрому снегу с загрузкой в 250 кг собака уже шла 20-22 км\ч. Я даже решил не экспериментировать с более скоростной звездой думаю, она может понадобиться рыбакам на ровном насте и необходимости проходить большие расстояния, для моих целей стандартной звезды было более чем достаточно.
Так же мне важна была минимальная скорость, так как я много езжу по лесу и маневры зачастую требуют, минимальной скорости. Расчётная была 11 км/ч, но по факту она может быть сколь угодно мала вплоть до 1 км\ч. Вариатор очень мягко управляет собакой, абсолютно плавное трогание и абсолютно плавная остановка.
Итого:
Плюсы помора:
• Феноменальная проходимость, там где ни пешком, ни на снегоходе не проехать он ползет. Можно проползать под валежником, прыгать по кустам и пр. Проходимость примерно такая же как на охотничьих лыжах, только еще в гору едет с ветерком.
• Габариты. В мой ленд крузер помещается поперек, даже не надо складывать задние сидения. Я просто кладу сани в багажник и по доске заезжаю в них. Потом разворачиваю их поперек. Всю операцию делаю один.
• Железный и надежный как молоток. Ничего не открутилось, ничего не сломалось.
• Забота о клиенте. Сразу видно что завод пытается работать над продуктом и изменять его, а клиента в беде не бросает. Это очень не типично для наших заводов. Быстро, без каких либо бумаг и проволочек решили мою проблему.
Минусы помора:
• Мелочи, которые можно было додумать на заводе ручка газа, датчик масла, фаркоп.
В общем покупкой очень доволен, Рыбинскому заводу и лично Сергею спасибо, что не бросает в беде и работает над улучшениями, Архангельским изобретателям спасибо что нашли себе правильных партнеров! Сейчас, когда сезон уже подходит к концу я рад что не купил снегоход так как в лесу на нем было бы невозможно ездить. В общем если радиус вашего перемещения не более 15 км, а задачи стоят утилитарные то собака это ваш выбор. Я использую свой для поиска следов зайца, объезда солонцов и прокладки лыжных трасс по лесу, но сказать что это не развлекуха нельзя, поездки на нем чем то напоминают поездки на стоячем гидроцикле иногда я катаюсь на нем просто ради развлекухи цепляя за него ватрушку с детьми.
https://drive.google.com/folderview?id= … sp=sharing
PS Очень странно но по звонку в Архангельск с проблемой тихого хода мне порекомендовал Константин загрубить\отключить регулятор оборотов. НИКОГДА так не делайте. Макс крутящий момент у этого движка на 2х тыс и скорость регулировать надо именно трансмиссией. Отключение регулятора можно делать только в случае если вы меняете вкупе клапанные пружины и растачиваете жиклеры.
Отредактировано помЁр (2 февраля, 2015г. 19:49)